Роспись Сикстинской капеллы

В продолжение рассказа о Ватикане я хочу рассказать о его главном сокровище: Сикстинской капелле. Казалось бы, что нового можно написать про роспись Сикстинской капеллы, которая представляет собой последнюю из 54 галерей ватиканских музеев? Действительно, слова здесь бессильны, и этот шедевр можно лишь увидеть собственными глазами, однако мне хочется поделиться некоторыми удивительными фактами, которые, несомненно, дополнят ваши собственные впечатления.

Фрески Сикстинской капеллы после реставрации

Знали ли вы, что начиная с 1994 года мы можем увидеть фрески Сикстинской капеллы в их первозданных цветах? В 1994 году группа учёных и реставраторов завершили многолетнюю крупнейшую реставрацию Сикстинской капеллы, которая стала по-настоящему революционной и представила гений Микеланджело в новом свете. Ранее критики приписывали Микеланджело некоторую небрежность в работе с цветом, говоря, что мастер отдавал больше предпочтения прорисовке форм, чем колористике. Однако, после удаления слоёв воска от свечей, освещавших капеллу многие десятилетия, а также сажи и животного клея, использованного при прошлых реставрациях, учёные обнаружили, что цвета фресок остались абсолютно неповреждёнными, свежими и насыщенными, как и при жизни великого мастера. Более того, реставрация открыла в Микеланджело непревзойдённого колориста, использующего такие цвета как светло-розовый, яблочно-зелёный, бледно-жёлтый и синий и многие другие. Насыщенность цветов сохранилась благодаря гению Микеланджело, который использовал самые лучшие материалы для красок, и расписывал капеллу в технике «буон фреско», то есть ещё по сырой штукатурке. Благодаря этой технике подлинная цветовая гамма Сикстинской капеллы дошла до наших дней.

sistine-chapel-263573_960_720
Примерно так и даже ещё темнее выглядел потолок до реставрации

Критика реставрации

Некоторые эксперты настаивают на том, что Микеланджело превносил некоторые поправки на фрески в технике «а секко», то есть на сухую, уже высохнувшую штукатурку. Из-за этого некотроые детали прорисовки, контуры и тени не могли закрепится на штукатурке так же плотно, как в технике «буон фреско», и потому были частично смыты во время реставрации. К чему я это рассказываю? Верьте только своим глазам – посетите Сикстинскую капеллу и решите сами, стала ли она менее прекрасной после потери некоторых контуров.

Потолок Сикстинской капеллы как пример для подражания

Знаете ли Вы, что музеи Ватикана хранят ещё один потолок, расписанный подобно Сикстинской капелле? Это «Лоджии» Рафаэля, потолок которых повторяет большинство из библейских сюжетов, которые использовал Микеланджело. Однако, это неудивительно, ведь Микеланджело оказал огромное влияние на его творчество. Уже при жизни Микеланджело почитался как самый выдающийся мастер, и Рафаэль тщательно изучал его приёмы, которые впоследствии сделали его вторым мастером Ватикана. На знаменитой «Афинской школе», которая тоже находится в ватиканских музеях, Рафаэль придал Гераклиту образ своего великого учителя.

art-school-of-athens-1143741_960_720
Гераклит с чертами Микеланджело сидит на ступеньках, оперев голову на руку

Как попасть в музеи Ватикана

vatican-1128845_960_720
Вход в музеи

Будьте готовы к тому, что Ватикан – это место настоящего паломничества, как религиозного, так и культурного, поэтому огромные многочасовые очереди здесь в порядке вещей.  Если вы не хотите передвигаться по музейным галереям в тесной толпе, то я настоятельно рекомендую купить билеты заранее, чтобы не стоять в очереди на жарком итальянском солнце, и прийти пораньше, когда основная толпа туристов только заканчивает завтрак в своих отелях.

Comments

comments

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Time limit is exhausted. Please reload CAPTCHA.